Греки и дураки: слабые места новой Церкви
Почему Украина, громче всех в мире орущая про свою независимость, постоянно стремиться под кого-то лечь? Почему вместо стремления к освобождению и готовности принять на себя ответственность самостоятельных решений, её «патриоты» лишь торопятся перебежать от одного пана к другому? И почему 26-летняя эпопея с созданием независимой национальной православной церкви закончилась вполне ожидаемым результатом? Впрочем, а закончилась ли…
15 декабря 2018 года небо над Киевом должно было озариться божественным сиянием, а с облаков раздаться пение ангелов. Шутка ли, сбылась тысячелетняя мечта украинского народа, произошло событие, не менее важное, чем обретение государственной независимости! Именно так президент Порошенко и ликующие национал-патриоты отзывались о проходившем в Софийском храме объединительном Соборе, на котором провозгласили создание поместной Православной церкви Украины (ПЦУ).
Однако в реальности небо почему-то не сияло, ангелы молчали, а свезенная массовка на площади перед Софией начала расходиться с наступлением темноты. Закрывшиеся же в храме от журналистов и прочих любопытных глаз иерархи церквей, сидевшие в президиуме вместе главой державы, от которой эти церкви должны быть отделены, напомнили многим пресс-конференцию ГКЧП.
По прошествии двух суток с момента «исторического события», поздравления по поводу создания ПЦУ прислали только американское посольство и глава украинских греко-католиков. Все канонические православные патриархаты (кроме Фанара) сохраняют напряженное молчание: кто озираясь на Московский, а кто с неприязнью поглядывая на Константинопольский. Похоже, это только начало нового витка конфликта внутри православия. Раскол, о котором предупреждали политики и религиоведы, состоялся – и пока что у ПЦУ и Фанара в православном мире очень мало союзников. Можно сказать, что их почти нет, так что изначально эта затея опиралась на поддержку лишь тех, кто поздравил их первыми – то есть Госдепартамента.
Отчего такой мрачный тон? Потому что складывается очень стойкое впечатление, что добром всё это не кончится. Но сначала давайте осмыслим то, что уже произошло. Сама идея автокефальной украинской православной церкви – дело, безусловно, хорошее. Так уж исторически сложилось, что большинство православных стран имеют собственные поместные церкви, а в остальных церкви имеют полуавтономный статус – как, например, УПЦ МП. Ожидается, что в 21 веке количество канонических православных церквей увеличится (сейчас их почти два десятка), так как к автокефалии стремятся ряд балканских православных церквей, а также Турецкая (не путать с Константинопольским патриархатом) и Белорусская.
А если уж какой народ загорелся идеей автокефалии, то его не остановить: болгары, к примеру, за тысячу лет создавали свою национальную церковь трижды (и дважды её уничтожал Константинопольский патриархат). То есть рано или поздно, но государство Украина должно было получить свою каноническую автокефалию. Вопрос был в одном – как именно? Национал-патриоты считали, что для этого достаточно лишь в одностороннем порядке отделиться от Московского патриархата. Так появились сначала УАПЦ, а затем и УПЦ КП. Но, увы, согласно правилам православия, они не были каноническими и считались «раскольниками».
Отличным вариантом было бы предоставление автокефалии УПЦ МП – то есть томос вручил бы ей Московский патриархат, и в этом случае удалось бы решить вопрос между собою, по-родственному, без участия Фанара и других церквей (они бы лишь признали новую церковь). А ведь и церковный раскол в Украине так было бы проще преодолеть: УПЦ КП и УАПЦ наверняка бы добровольно присоединились к канонической автокефалии.
Увы, этот вариант разбивался об амбиции Москвы, не желающей выпускать Украину из своих рук. Что ж, как видим, жадность губит не только фраеров, но и иерархов! Позиции Московского патриархата в Украине значительно ослабли, и могут быть сильно потеснены уже в ближайшие месяцы, поскольку теперь это главная задача «церковной реформы» Банковой и национал-патриотов. Интересно, учтет ли Московская патриархия свою ошибку в Украине, когда подобный вопрос возникнет в Беларуси? А ведь он однажды обязательно возникнет…
За двадцать с лишним лет договориться с Москвой об автокефалии УПЦ МП в Киеве так и не смогли – возможно, даже не пытались. Вместо этого решили пойти другим путем: начали выпрашивать признание УПЦ КП у Фанара. Константинопольскому патриархату понадобилось несколько лет, дабы втолковать команде Ющенко и иерархам Филарета, что это невозможно.
Фанар предложил им другую хитрость: в случае отмены томоса об передачи Киевской митрополии 1688 года Московскому патриархату, формально Константинопольский возвращает свои права на каноническую территорию Украины (хотя бы в границах 17 века) и может снова создать там свой экзархат. А уже потом даровать этому экзархату томос об автокефалии – и так создать в Украине поместную церковь в обход Московского патриархата.
План достаточно спорный, но осуществимый при активной поддержке светской украинской власти, которая «узаконит» всё, что угодно, даже если противоречит правилам и традициям мирового православия. А вышло еще лучше, потому что план получил поддержку еще и Госдепартамента – причем, по слухам, поддержку не только в создании ПЦУ, но и в последующем вытеснении из Украины УПЦ МП. Впрочем, грекам это уже не интересно, задачу борьбы со своими конкурентами из Московского патриархата они полностью предоставили киевской власти и национал-патриотам, а сами озаботились тем, чтобы по максимуму поиметь что-то с новой украинской церкви. Ведь не зря же они решились на эту авантюру!
Видя, как представители Банковой, рьяно взявшейся за создание «независимой от Москвы церкви» (вот так у нас церковь отделена от государства), согласно кивают всем условиям Константинопольского патриархата, на Фанаре просто «офанарели» от такой удачи и с трудом сдерживались от хохота. Действительно, ну где еще найти таких дураков, которые в своем стремлении сбежать от Москвы сами настойчиво лезут в новую кабалу? Только в Украине! В свою очередь, на Банковой «лохами» сочли фанаровцев, которые «практически даром» согласились помочь Киеву.
О том, что «даром» в Константинопольском патриархате ничего не бывает, понимал только старый опытный Филарет. Предстоятелю УПЦ КП сразу не понравились предложения греков, и именно он всё это время был основным тормозом процесса. Можно только представить, какие «аргументы» предъявили ему на Банковой, вынудив Филарета согласиться уйти в отставку с патриаршего престола, превратившись в свадебного генерала при новой церкви. Причем, зависимой от Константинопольского патриархата больше, чем УПЦ МП от Московского!
Действительно, что мы знаем об ПЦУ? У неё не будет своего патриарха, есть только митрополит, патриарший же престол ПЦУ находится в Стамбуле, на Фанаре. С момента своего образования и до вручения томоса об автокефалии, ПЦУ является экзархатом (полуавтономным филиалом) Константинопольской церкви. Но и после получения томоса (это обещают 6 января 2019 года), ПЦУ будет сильно зависеть от Фанара в вопросах управления, а также в церковных делах. Например, миро для ПЦУ будет готовить и освящать Константинопольский патриархат. А не поставили своевременно каноничное миро – церковь не может осуществлять свои обряды.
Стоит отметить, что Фанар пытается вернуть себе монополию на мироварение (но её не признают РПЦ и большинство других поместных церквей), и для него этот вопрос очень важный. Поэтому обещания, что через несколько лет в Киеве будут готовить миро сами, может остаться лишь обещанием – как и многое другое.
Украинские национал-патриоты еще не поняли, что связались с древней византийской церковью, стремящейся к своему второму возрождению в качестве доминирующей церкви православного мира. И что первое «возрождение» Константинопольского патриархата происходило при поддержке османских султанов: янычары уничтожали на Балканах национальные государства, а служивший им Фанар уничтожал национальные автокефалии, расширяя свою каноническую территорию. Как говорится, такие вот древние традиции! И возникает вопрос, не применят ли этот опыт в Украине?
Действительно, что имел в виду президент Порошенко, когда пообещал защиту и покровительство тем иерархам УПЦ МП, которые захотят перейти в ПЦУ? Разве им кто-то угрожает? А вот о защите «московских попов», которых собираются избивать и выгонять из храмов национал-радикалы, не было ни слова. То есть власть уже фактически дает отмашку на процесс вытеснения УПЦ МП. Можно лишь догадываться, что может произойти в период между рождественскими праздниками и выборами 31 марта!
Но вместе с этим совершенно понятно, что после президентских выборов, которые Петра Алексеевич с огромной вероятностью продует, ПЦУ потеряет нынешнюю государственную поддержку. Кто у нас наиболее вероятный победитель, Тимошенко? А кто-то заметил её присутствие на «историческом событии» 15 декабря? Она ограничилась поздравительной запиской. Дальновидно: если что – она поздравляла, если что – её там не было! Не было там и других «проукраинских» кандидатов в президенты, и это наводит на мысль, что ПЦУ является чисто проектом Порошенко. И кто знает, что будет с «поместной церковью» после его ухода.