Пешеходов в Украине будут наказывать за «неправильную» одежду
Депутаты от партии власти затеяли реформу на дорогах. В Раде зарегистрировали сразу несколько законопроектов, которые существенно ужесточают ответственность и повышают штрафы за нарушение правил дорожного движения как для водителей, так и для пешеходов.
Об этом пишут vesti.
Последних предлагают обязать в темное время суток носить одежду со светоотражающими элементами. Кроме того, какое-либо освобождение от уголовной ответственности или смягчение условий наказания для водителей больше не будет применяться в случае факта нарушения ПДД.
Проект постановления о принятии за основу целого ряда законопроектов о дорожном движении внес в Раду глава Комитета по вопросам правоохранительной деятельности, нардеп от “Слуги народа” Денис Монастырский. Поэтому вероятность их принятия достаточно высока. И если это случится, минимальный штраф по самым распространенным нарушениям составит для водителей 510 грн.
В частности, такое наказание будет применяться за непристегнутый ремень или отсутствие мотошлема. Сейчас за такие нарушения предусмотрен штраф в размере 51 грн, то есть он увеличивается в десять раз.
Те же 510 грн придется заплатить, если номерной знак автомобиля не освещается или водитель говорит по телефону без гарнитуры — сейчас 170 и 425 грн соответственно (подробнее о предлагаемых штрафах см. в инфографике ниже).
Существенно могут ужесточить наказание и за превышение установленного скоростного лимита в населенных пунктах (50 км/ч) — аж до 3400 грн. Правда, пока законодатели предлагают увеличить размер взыскания только за превышение скорости более чем на 50 км/ч. В то время как размер штрафа за превышение от 20 до 50 км не увеличится и останется на уровне 255 грн. Если же скорость транспортного средства не превышает 69 км/ч, водителя штрафовать не смогут.
“Но это уже будет основанием для остановки и проверки транспортного средства”, — говорит газете “Вести” автоюрист Владимир Караваев.
Еще одно важное изменение — это обязанность водителя по требованию сотрудников полиции передать (сейчас — предъявить. — Авт.) водительское удостоверение, регистрационный документ на ТС и страховку инспектору для проверки. Возможность избежать передачи документов в руки инспектору у водителей будет только в случае наличия удостоверения, регистрационного документа и страховки в электронном виде. В таком случае достаточно будет просто показать интересующую инспектора информацию в смартфоне.
Отдельное внимание в документе уделили проблеме вождения в нетрезвом виде, а также тем, кого суд лишил права управлять транспортными средствами (ТС). И хотя штрафы за “пьяную езду” остаются на уровне 10 200 грн плюс лишение водительских прав на год, то уже за последующие разы — кроме двукратного штрафа — горе-водитель рискует получить 10–15 суток административного ареста. Если же водителя, которого суд временно лишил права управлять ТС, задержат за рулем, то, кроме прочего, ему придется оплатить штраф в размере 10 200 грн.
Более того, парламентарии предлагают лишить водителей, которые, будучи нетрезвыми, попали в ДТП, права уйти от уголовной ответственности. Речь идет о примирении сторон, взятии на поруки и раскаянии.
Как объяснил газете “Вести” Владимир Караваев, эта норма появилась не случайно: “К сожалению, есть множество фактов, когда человек действительно управлял автомобилем в нетрезвом виде, а суд выносит решение — передать его на поруки. Бывают также ситуации, когда при ДТП виновник выплачивает материальную помощь пострадавшему или членам его семьи и освобождается от ответственности в связи с примирением”.
При этом, по словам юриста Владимира Володарского, возможность виновника ДТП уйти от наказания в связи с примирением сторон идет только на руку потерпевшим. “Теперь же, в случае ее отмены потерпевшему будет сложнее получить какую-либо компенсацию”, — говорит газете “Вести” Володарский.
Повышенные требования к исполнению ПДД ждут и пешеходов. В частности, их хотят обязать при переходе через дорогу носить в темное время суток светоотражающие элементы на одежде. Это может быть жилет, лента или наклейка. За игнорирование данной нормы предусмотрен штраф в размере 51 грн.
Эксперты говорят, что как, ни парадоксально, но основными выгодополучателями от внедрения такой нормы станут именно водители. “Такая норма есть во многих европейских странах. Но я думаю, что в Украине пешеходы не будут относиться серьезно к такому требованию. Зато к нему серьезно будут относиться суды, которые, рассматривая дела о ДТП с пешеходами, обязательно будут подымать вопрос: а был ли у пешехода светоотражающий элемент. И если такового не было, то с высокой долей вероятности пешехода признают виновником аварии и даже могут заставить его или его родственников компенсировать ущерб. Мы постепенно уходим от практики: пешеход всегда прав”, — сказал газете “Вести” Караваев.
Кроме того, законодатели предлагают существенно повысить штраф за переход дороги в неположенном месте — до 255 грн, а если он при этом будет в нетрезвом виде, то до 510 грн. Тем временем эксперты отмечают: существенно на ситуацию на дорогах это не повлияет. “Пока пешеходы не поймут, что дело не в штрафах, а в жизнях и здоровье — ничего не изменится”, — говорит Караваев.