Тихое банкротство и большие долги: Ринат Ахметов больше не олигарх?
Компания Украинский ритейл Рината Ахметова закрывает свою сеть продуктовых магазинов Брусничка. Как выяснил НВ Бизнес, месяц назад стартовала процедура банкротства компании.
ООО Украинский ритейл(принадлежит кипрской Юр Юнайтед Ритейлез Лимитед, конечный бенефициар владелец Группы СКМ Ринат Ахметов), которой принадлежит сеть Брусничка, решила закрыть свои магазины. Об этом рассказали НВ Бизнес три источника — два директора торговых сетей и руководитель девелоперской компании. «Окончательное решение о закрытии бизнеса уже принято, магазины постепенно закрывают», — сообщил директор торговой сети, пожелавший остаться неназванным.(абзац отредактирован после публикации)
Факт ухода сети с рынка подтвердил и директор компании Украинский ритейл Евгений Хворостянко.
Брусничка — это вторая украинская сеть после Амстора Вадима Новинского, которая закрывается после начала войны на Донбассе.
Самый богатый украинец Ринат Ахметов решил инвестировать средства в новый для себя бизнес — ритейл, в 2007 году. Тогда компания Украинский ритейл открыла свои первые магазины в Донецке, после чего начала выходить в другие регионы страны. Сеть развивалась быстрыми темпами и уже спустя четыре года управляла 78 магазинами в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областях. Еще через три года, в 2014 году, сеть насчитывала уже 135 магазинов.
Проблемы у ритейлеров начались после начала военных действий на востоке страны. «У сети были очень хорошие магазины и собственные помещения на территориях, которые сейчас не подконтрольны Украине», — признает директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Уход Украинского ритейла — это взвешенное бизнес-решение, основанное на комплексе объективных факторов, признает руководитель компании Евгений Хворостянко. «Сеть Брусничка изначально создавалась как региональная с фокусом на Донецкую и Луганскую области. С момента начала военного конфликта на Донбассе Украинский ритейл лишился 53 магазинов, оставшихся на неподконтрольной территории. Это были самые крупные магазины в сети Брусничка, приносившие 80% всей прибыли», — говорит он.
Сеть переехала в Днепр и попыталась развиваться, но ничего не получалось. «Все самые лучшие места уже заняли конкуренты, например, АТБ», — говорит Игорь Гугля.
Компания боролась и последующие пять лет делала все возможное для сохранения и развития бизнеса, включая дополнительные инвестиции в поддержание ликвидности, добавляет Евгений Хворостянко. «Однако, последствия потери ключевых активов на Донбассе оказались критическими для бизнеса и не оставили выбора менеджменту Украинского ритейла, в результате чего было принято решение об уходе компании с рынка», — уточняет он.
Тихое банкротство и большие долги
Но, как удалось выяснить НВ Бизнес, уход с рынка торговой сети Рината Ахметова может оказаться не слишком простым и тихим.
В середине октября Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства компании Украинский ритейл по заявлению ее генерального директора. Общая кредиторская задолженность компании составляет 1,098 млрд грн, сказано в определении суда. Банкам компания должна около 186 млн грн, сотрудникам — 6,5 млн грн. Но самая большая задолженность, в размере 652 млн грн у ритейлера перед поставщиками. «Для большинства сетей нормальным является долг перед поставщиками в размере 20−30 млн грн, если речь идет о задолженности в 100 млн грн — это уже плохой сигнал. В данном случае, сумма просто огромная и превышает 600 млн грн. Это свидетельствует о том, что у сети огромные проблемы и скорее всего, ее ожидает процедура банкротства», — сообщил НВ Бизнес директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Активов компании не хватит, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Балансовая стоимость активов Украинского ритейла составляет около 223 млн грн, а размер дебиторской задолженности — около 34 млн грн.
«У них уже давно есть проблемы по расчетам с поставщиками. Я работаю через дистрибьютора, но все время приходится напоминать о себе, чтобы получить хоть часть оплаты за поставленный товар. Лучше всего работают угрозы обратиться в суд или силовые органы. Создается впечатление, что менеджеры компании получают какой-то бонус за то, чтобы увеличить отсрочку платежа», — рассказал НВ Бизнес на условиях анонимности владелец компании — производителя соусов, сотрудничающий с сетью Брусничка. По его словам, такие сложности у торговой сети начались еще в 2014—2015 гг.