“Я доверял Порошенко и Епифанию, а они обманули”. Главные заявления Филарета о расколе в ПЦУ
Сегодня почетный патриарх ПЦУ Филарет, который объявил о воссоздании Киевского патриархата, дал большую пресс-конференцию.
На ней он очертил свои планы по возвращения “старой” церкви УПЦ КП и будет ли она признана в мировом православии. А также раздал нелестные оценки уходящему президенту Порошенко и главе новой церкви Епифанию.
Что это вообще за история, мы уже рассказывали.
“Страна” приводит главные тезисы итоговой пресс-конференции Филарета.
Почему возникла идея выхода из ПЦУ
Михаил Денисенко в начале общения с журналистами объяснил, чем его глобально не устраивает Православная церковь Украины. Ее не признал никто, кроме Константинополя.
“Никто из церквей не признает не только Киевский патриархат, но и Украинскую православную церковь (речь о ПЦУ – ред.) … Молитвенного общения (с ПЦУ – ред.) не имеет ни Греческая церковь, ни Иерусалимская церковь, ни Александрийская церковь, я уже не говорю о Сербской. И пока что мы не видим путей, которые бы привели к признанию. Почему они не признают? Причин много. Но главная причина – Москва”, – заявил Филарет.
Здесь патриарх начал традиционно критиковать РПЦ, которую боятся обидеть другие православные церкви.
В то же время очевидно, что другим патриархам не могла в принципе понравиться схема Константинополя – войти на чужую каноническую территорию и открыть там митрополию.
Ведь в итоге это не понравилось и самому Филарету. На пресс-конференции он сказал, что в Украине, которая имеет больше православных церквей, чем все не признавшие ПЦУ страны, должен быть свой независимый патриархат, а не филиал.
На логичный вопрос, почему он в таком случае не заявил об этом на Объединительном соборе, Филарет ответил, что это было “ситуативное решение”, чтобы получить каноничное признание. Но сегодня оно не должно отвлекать от главной цели – возрождения Киевского патриархата.
Кроме того церковный лидер заявил, что его просто обманул Петр Порошенко.
“Зеленский сказал, что не будет вмешиваться”
Филарет рассказал, что его обвел вокруг пальца не только президент, но и предстоятель ПЦУ Епифаний, а также архиереи.
Почетный патриарх описал договоренности так: мол, после создания ПЦУ он будет управлять Церковью внутри страны, а Епифаний – за границей. Но его, как известно, вообще отодвинули. А заграничные приходы УПЦ КП перешли в прямое управление Варфоломея.
Указанные соглашения, сказал Филарет, были устными: “Мы не подписывали, потому что я доверял Порошенко и Епифанию, а они обманули”.
По словам почетного патриарха, если бы он знал, что Епифаний так с ним поступит, он не выдвигал бы его кандидатуру на пост главы ПЦУ.
“Чтобы было единство, нужно соблюдать договоренности”, – сказал Филарет и добавил: “Мы не договаривались, что меня отправят на покой!”
При этом иерарх сделал осторожный комплимент в адрес новоизбранного президента.
“Зеленский сказал мне, что он не будет вмешиваться в церковные дела, церковь отделена от государства. Но он будет способствовать нормальному развитию церковной жизни. Что касается Порошенко, Порошенко обещал одно, а делает другое”, – подчеркнул он.
“Мы не согласны на ПЦУ”
Из слов Филарета следует, что он собирается не только снова возглавить церковь, но и сменить ее название.
“Почему мы не согласны на название Православная церковь Украины, или в Украине. Потому что все автокефальные церкви имеют прилагательное название… Только нашу Церковь назвали не так, как другие – не Украинская Православная Церковь, а Православная Церковь Украины. Что за этим скрывается? Это означает, что православные украинцы за пределами Украины не относятся к Украинской православной церкви. И об этом сказано в Томосе”, – сказал Филарет.
Он утверждает, что стоит вернуть старое название – Украинская православная церковь – чтобы не ущемлять права эмигрировавших украинцев.
“Все автокефальные православные церкви сохраняют за собой свою эмиграцию, кроме греческих церквей. Вся греческая диаспора канонически подчиняется Вселенскому патриарху. Поэтому и мы должны называться Украинской православной церковью, а не Православной церковью Украины, чтобы наша украинская эмиграция имела право принадлежать к своей родной церкви”, – резюмировал Филарет.
При этом у церковного иерарха уже есть модель, как вернуть Украине патриархат и не остаться без Томоса об автокефалии.
Как не лишиться Томоса
Филарет предложил ввести два позиционирования в рамках единой церкви. Первое – внешнее, второе – для внутреннего употребления. Снаружи церковь будет митрополией Константинополя, изнутри – Киевским патриархатом.
“Наша задача – сберечь Киевский патриархат. Но только в Украине пока что… Для внешнего мира мы сегодня признанная Вселенским патриархом Киевская митрополия. Но мы не удовлетворены этим. Для нас цель – признание Киевского патриархата… Сегодня она внешне Киевская митрополия, а внутри – Киевский патриархат… 30 лет боролись за создание Киевского патриархата, а теперь хотим отказаться. Поэтому будущее за Киевским патриархатом в Украине. Потому что этого требует существование независимой украинской державы…”, – сказал почетный патриарх.
Он также заявил, что Томос давали “не для того, чтобы забирать”.
Насколько такая идея понравится Константинополю – большой вопрос. Однако Филарет не унывает и уже требует собрать Поместный собор. Правда, когда это произойдет – иерарх не прогнозирует.
“Проведение собора зависит от Священного синода и Архиерейского собора. Вот когда они решат – тогда и будет Собор”, – сказал Денисенко.
Дальше, видимо, наступает пора церковно-бюрократических игр. И здесь у почетного патриарха пока нет видимого перевеса. На вопрос, сколько архиереев его поддерживает, Филарет ответил: “Меня это не интересует. Меня интересует правда”.
Напомним, что на недавней службе во Владимирском соборе Киева, куда Филарет сзывал сторонников от имени Киевского патриархата, пришло только четыре архиерея из 60-ти.
Главные тезисы Филарета. Кратко:
- Порошенко, Епифаний и ерхиереи не соблюли договоренности по распределению полномочий в ПЦУ.
- Договоренности подразумевали, что Филарет управляет Церковью внутри, а Епифаний – представляет вне.
- Филарет не счел нужным фиксировать договоренности письменно (они были устными), так как доверял Порошенко и Епифанию, но они его “обманули”.
- Епифаний “пошел кривыми дорогами”, он избегает общения с Филаретом. “Я давал Епифанию рекомендации, но он делает противоположное… И не звонит мне. Говорит, что уважает Филарета, но это не так, это только слова”, – сказал Филарет.
- Если бы Филарет знал, что Епифаний так поступит, он бы не выдвигал его кандидатуру на должность главы ПЦУ.
- Епифаний – не самостоятельный, за ним стоят люди, об этом он сам намекнул Филарету.
- “Мы не согласны на название Православная церковь Украины”, так как оно не отображает принадлежности православных украинцев, проживающих за рубежом.
- Статут ПЦУ надо переписать, созвав собор как можно раньше. Действие статута, подписанного 15 декабря, завершилось предоставлением томоса.
- “Почему я вспомнил Игоря Валериевича Коломойского [в недавнем обращении]? Потому что он, находясь за границей, реагировал на события в Церкви. И справедливо оценил, что Киевский патриархат создал Филарет. Поэтому я упомянул, что даже светские лица обратили внимание”, – сказал Филарет.
- Сложившаяся ситуация не будет основанием для лишения Украины томоса: “его не для того давали, чтобы забирать”.
- “Мы рушим то, что мы строили 30 лет”.
Источник: https://strana.ua/