Россия изменила тактику по Украине. Она убивает сразу несколько зайцев – Тымчук
Россия не упускает ни единого шанса для дестабилизации ситуации в Украине. Уже больше четырех лет для этой задачи используются военные действия на Донбассе, но в последнее время Москва нашла для себя новый фронт – религиозный. С созданием Православной церкви в Украине российские СМИ взорвались очередным потоком антиукраинской пропаганды.
Какие новые провокации подготовил для Украины Кремль, OBOZREVATEL узнал у руководителя группы “Информационное сопротивление”, народного депутата от фракции “Народный фронт” Дмитрия Тымчука.
– Будет ли РФ и дальше использовать вопрос предоставления Томоса Украине, чтобы дестабилизировать ситуацию в нашей стране?
– Это одно из направлений той деятельности, которой занимается Россия в контексте попыток влияния на внутреннюю ситуацию в Украине. Для Кремля религиозная тема очень благодатная, поскольку среди прихожан УПЦ МП в Украине достаточно много людей, которые не являются ярыми поборниками “русского мира”, они могут быть вполне проукраински настроенными, но вопрос религии – это уже совершенно другая парафия.
То есть, тут не идет речь о идентификации по принципу – за Путина или за Украину, человек может быть полностью проукраинским, считать себя патриотом, но ходить в церковь МП и у него это в голове вполне укладывается. С одной стороны, это удивительно, с другой стороны – это факт.
Таким образом, понимая, что у нас на сегодня остается порядка 12 тыс. приходов УПЦ МП, а Православной церкви Украины – порядка 7 тыс., то мы понимаем, что даже учитывая переход отдельных общин с храмами УПЦ МП в Единую помесную церковь, они остаются огромным ресурсом для использования Россией в ее целях.
Для Москвы сейчас очень благодатной почвой является именно вопрос об автокефалии. Рассчитывать на то, что после Объединительного Собора и заявлении о создании помесной церкви, Москва признает себя проигравшей и перестанет раскачивать религиозную войну, не стоит. Точно также этого не стоит ожидать и после вручения Томоса.
Здесь стоит учитывать несколько моментов. Во-первых, мы видим, что Москва перешла от попыток дестабилизировать ситуацию в Украине чисто военным путем, хотя эскалации никто прекращать не будет, это отдельное направление, которое влияет на ситуацию в Украине.
Ранее же Москва очень активно использовала различные акции протеста, которые даже объективно возникали из-за крайне негативной социально-экономической ситуации в Украине, но они не дали желаемого результата. Наши спецслужбы научились понимать, где действительно происходит мирный протест, на который украинцы имеют право, а когда этим занимаются представители российских спецслужб.
На религиозном фронте все гораздо сложнее, мы видим, что любые попытки привлечь к ответственности представителей УПЦ МП, при чем любого уровня, это уже тема для мощнейшего скандала и обвинения украинской власти во вмешательстве в дела церкви и гонении православных.
– Сейчас это отлично используется российскими пропагандистами.
– Да, любая дестабилизация в Украине на религиозной почве будет вызывать очень негативную реакцию Запада. В Москве этим и пользуются, то есть они убивают сразу несколько зайцев. Первый – это максимальная дестабилизация ситуации в Украине при использовании УПЦ МП. Они уже начали кричать про рейдерство, захват храмов, идет подготовка к кровопролитию, что пинками будем загонять попов МП в Православную церковь Украины.
А второе – это дискредитация Украины в глазах Запада.
– Мы знаем о том, что в России существуют различные православные общественные организации, участники которых по факту являются церковными титушками. Они охраняют строительства церквей от недовольных, разгоняют гей-парады в РФ, поддерживают “ДНР” и “ЛНР”. Ранее упоминалось о том, что подобные титушки есть и у нас, это так?
– Такие титушки скрываются под видом всяких российских благотворительных фондов и организаций, которые легально или не легально существуют в Украине. Несколько дней назад мы давали информацию по тем структурам, которые подчиняются российским православным олигархам – Владимиру Якунину и Константину Малофееву, у них есть различные фонды, в том числе и в Украине.
Это тот ресурс, с помощью которого можно набирать вот этих православных титушек для создания провокаций.
– Однозначно. Тем более, что сейчас мы видим парад перехода храмов и общин МП в Православную церковь Украины, и этот процесс еще только начинается, я уверен, что он только будет набирать обороты после Рождества. Но суть в том, что можно это сделать цивилизованно, а можно нецивилизованно.
Был пример, когда на западной Украине местные общины собирались выходить из УПЦ МП, слушателей Почаевской духовной семинарии в качестве титушек гнали на площадь – изображать массовку против таких действий. Это процесс сейчас будет поставлен на поток.
– В последнее время идет много задержаний и обысков у представителей УПЦ МП, что сразу же представляется некоторыми СМИ как давление украинской власти на священников. А есть ли причины для подобных действий правоохранителей?
Там очень много было фактов, когда храмы УПЦ МП использовались как перевалочные базы, там были госпитали для боевиков, там хранили оружие. И дело даже не в этом, ведь в УПЦ МП были интегрированы агенты российских спецслужб.
Были случаи, когда священнослужители МП возглавляли бандформирования, это вообще на голову не налазит. Когда в сотнях километров от Донбасса, в Киево-Печерской лавре продавалась антиукраинская литература, направленная на подрыв основ нашей государственности. Это к вопросам о том, чем занимается УПЦ МП, и как ее деятельность отражается на нашем государстве. Этих фактов сотни.
Доказательной базы того, что УПЦ МП является инструментом гибридной войны, более чем достаточно.
– Не думаю, что до парламентских выборов в Украине вообще градус напряжения как-то понизится. Сейчас они пытаются продвинуть пророссийские силы в парламент, чтобы дальше максимально ограничить полномочия президента и работать напрямую на Россию.
– Ранее так называемые “власти “Л/ДНР” пугали местных жителей применением химической атаки со стороны ВСУ. Сейчас появилось новое сообщение о том, что Украина совместно с США и Британией, готовит масштабное наступление, и якобы будет использовать ядовитые снаряды для обстрела местных жителей и террористов. С какой целью оккупанты делают такие фейковые вбросы?
– Вопрос о проведении химической атаки с повестки дня они не сняли. Они пытаются продвигать эту тему где можно и где нельзя. Сначала об этом заявили в “разведке “ДНР”, потом Эдуард Басурин (“замкомандующий корпусом Минобороны “ДНР”), потом Александр Лукашевич (постпред РФ в ОБСЕ), а потом это вышло на уровень официального заявления МИД РФ. Мы сразу предполагали, что создаются предпосылки для того, чтобы россияне потом сами применили химическое оружие и обвинили Украину.
Для чего все это делается, у меня есть два предположения. Первое – до конца 2018 года Генштаб ВС РФ поставил задачу командованию 8-й общевойсковой российской армии, в подчинении которой находятся 1 и 2 АК, доукомплектовать личный состав хотя бы до 90%.
У них на сегодня дичайший некомплект. При всех потугах средняя цифра укомплектованности армии не превышает 70%. У подразделений комплект – меньше 40%. Проблема в том, что даже по советскому боевому уставу, который используется и ныне, если в подразделении меньше 40% личного состава, то оно считается не боеготовым, оно не может выполнять свои задачи.
Весь год 1и 2 АК говорили о том, что у них нет людей, просили присылать “отпускников”. А в России уже все меньше и меньше дураков, которые хотят воевать на Донбассе, разве что за деньги, идейных там уже вообще нет.
– Это все делается для мобилизации народа?
– Конечно, для них это важный вопрос. Они набирают людей, но тех, кто уходит, становится больше, и не просто уходят, им не подписывают рапорта об увольнении, не разрывают контракты, они же берут оружие и бегут. Это касается и местных, и российских наемников. Поэтому они устрашают местное население, чтобы из них брать ресурсы для комплектования своих подразделений.
Второе предположение – рассказывая о подобных угрозах, “руководство “Л/ДНР” пытается отвлечь внимание населения от каких-то социально бытовых проблем, которых там – выше крыши.
– А в чем причина приказа Генштаба ВС РФ про доукомплектацию подразделений до конца этого года?
– Такие мероприятия важны и при наступлении, и при обороне. Но я не могу сказать, что у них на сегодня есть планы идти в наступление послезавтра, или даже через неделю.
К чему командование террористов готовится на ближайший месяц, я вам сказать не могу, такое мы можем спрогнозировать за неделю – это максимальный срок, когда мы получаем достаточное количество информации и проверяем ее.