Вторая родина: Украину начали заселять мигранты из Азии и Африки
Несмотря на экономические трудности, Украина остается приемлемым вариантом для жителей других стран, где условия жизни еще хуже.
И сегодня невооруженным глазом видно, как в украинских городах увеличивается количество людей с не европейской внешностью. Дело рискует принять серьезный оборот, учитывая, что в государстве отсутствует какая-либо внятная миграционная политика.
Тема с нелегальными мигрантами получила актуальность после белорусско-польского пограничного кризиса. Это вынудило Украину подготовиться к возможному наплыву мигрантов и провести учения на границе с Белоруссией с привлечением тяжелой техники и авиации. Такие действия встревожили Минск, который предупредил Киев об угрозах пограничного конфликта.
Как пояснил директор Украинского института политики Руслан Бортник, усиление охраны границы имеет место.
– Мы видели, что происходило на границе Польши и прибалтийских республик. Представляете, если мигранты двинутся в сторону Украины? Пограничники их вряд ли остановят. В то же время рытья окопов, создание огневых точек, минирования, на границе не наблюдается, а потому, не думаю, что Украина сделала что-то чрезмерно. В конце концов, мы на своей территории, – заключил он.
При этом ситуацию с нелегальной миграцией внутри страны Бортник считает серьезной. Рассмотрим эту тему подробнее.
Лояльные власти
Украина давно является одним из каналов транзита мигрантов в Евросоюз. Те иностранцы, которым не удается попасть в ЕС, оседают у нас. Немало среди мигрантов тех, кто целенаправленно едут в Украину, где возможностей куда больше чем на родине. Возьмем Ливан. Ранее эту страну называли Ближневосточной Швейцарией из-за уровня жизни и развитого туризма. Но, в результате экономического и политического кризиса, который усугубился после взрыва порта в Бейруте в 2020 г., Ливан превратился в страну третьего мира. Также и Сирия, где 10 лет идет война. А потому желающих покинуть эти страны – немало.
Настораживают и непонятные маневры украинских властей. Взять ту же ситуацию с афганскими беженцами, которые начали массово покидать Афганистан после захвата власти талибами в августе этого года. Ни одна из стран ЕС тогда не согласилась принять беженцев, в отличие от Украины, которая великодушно дала “добро” на приют 5 тыс. афганцев. В итоге, на содержание беженцев из бюджета было выделено 500 млн грн или по 100 тыс. на каждого, в то время как переселенцам с Донбасса выделяют по 2 тыс. грн.
Эксперты не исключают, что в случае эскалации конфликта в Афганистане количество беженцев может увеличится, так как украинские власти вполне могут пойти на поводу у “западных партнеров” в обмен на какие-то преференции, и в итоге принять больше афганцев.
Отдельного внимания заслуживает зондирование возможности либерализации законодательства в “мигрантском” вопросе. Зачем? Возможно, причина в деньгах либо в более далеко идущих целях. И первой ласточкой может быть законопроект №5888, предлагающий внести изменения в законы “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства” и “О занятости населения”. В случае принятия закона, будет расширен список лиц, которые смогут получить вид на временное проживание. Официальная цель – привлечение в страну больше иностранных медиков (в первую очередь из Белоруссии), в которых Украина остро нуждается.
Эксперты считают данный законопроект не иначе как легализацией канала для иностранцев из неблагополучных стран. В Государственной миграционной службе Украины прямо заявили, что в случае принятия законопроекта любой иностранец, лицо без гражданства, нелегалы, будут иметь правовые основания для оформления вида на временное проживание фактически на основании документа из любого заведения здравоохранения. Казалось бы, опасения серьезные, тем не менее профильный комитет Верховной Рады рекомендовал принять законопроект за основу.
Способы легализации
По состоянию на прошлый год в Украине проживало 288 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Что касается нелегальных мигрантов, то их количество оценить сложно. При этом число их растет, учитывая отлаженные схемы по легализации.
Самое важное для нелегала – получить вид на жительство. В этом случае иностранец может проживать в Украине до одного года, но срок можно и продлить. Уже через два года можно получить разрешение на иммиграцию и постоянный вид на жительство, что позволяет проживать в стране бессрочно и пользоваться большинством прав граждан. Что касается получения гражданства, то по общему правилу иностранец может просить о нем, если прожил в Украине последние пять лет. При этом брак с украинкой сокращает срок.
Самыми распространенными методами обосноваться в Украине являются: студенческая виза, фиктивный брак, “липовое” трудоустройство. В марте СБУ накрыла канал “легализации” мигрантов из стран Ближнего Востока под видом студентов. Своих клиентов дельцы подыскивали через личные связи, а также на специализированных интернет-форумах. Отметим, что за 10 лет количество иностранных студентов в Украине выросло на 50% и сегодня составляет 76 тыс. человек.
Весной полиция раскрыла группировку, с помощью которой две сотни человек получили вид на жительство путем фиктивного брака. Услуга стоила $2 тыс. из которых “жене” отстегивали $300. Если женщины пытались расторгнуть брак по своей инициативе, ей угрожали.
Как власти борются с нелегальными мигрантами? Учитывая, что в Украине много лет назад было упразднено оперативное подразделение для обнаружения и задержания нелегалов (уголовная милиция миграционного контроля) ситуация был поставлена, мягко говоря, не очень. Что и подтвердило руководство новой миграционной полиции. Это подразделение МВД было создано в декабре 2020 г.
Как рассказал нашим журналистам эксперт по безопасности Ярослав Дунаев, работающих механизмов по предотвращению миграции в Украине за все время так и не запущено.
– До сих пор не выстроена национальная доктрина по миграционной политике: кого и зачем хотим видеть либо что мы делаем для того, чтоб не пускать мигрантов в случае нежелания их принимать, – подчеркнул он.
Бомба замедленного действия
О том, к чему может привести неконтролируемый поток мигрантов, можно проследить на примере Европы, где существуют анклавы, куда даже полиция не суется. Есть определенные проблемы и в Украине. У нас достаточно мощные диаспоры, которые курируют некоторые секторы в экономике, например поставку нефтепродуктов либо же держат часть торговли. Некоторые иностранные группировки “крышуют” криминальную среду, что не удивительно, учитывая, что определенные диаспоры не отличаются законопослушным образом жизни в любой из стран, где бы они не оседали.
В интервью СМИ начальник департамента миграционной полиции Сергей Пантелеев сообщил, что в прошлом году было составлено 78 тысяч административных протоколов по правонарушениям, совершенным иностранцами. Кроме того, в течение прошлого года иностранцами было совершено 1700 тяжких и особо тяжких преступлений: грабежи, разбои, угоны, кражи, убийства, в то время как в отношении иностранных граждан преступлений было совершено в два – два с половиной раза меньше.
Нужен новый формат
Как ситуация с мигрантами будет развиваться дальше, зависит от многих факторов. Можно демонстрировать навыки силовиков в отражении волны нелегалов на границе, при этом упрощать законодательство, способствующее росту миграции, ставить интересы диаспор выше государственных (не исключено, что намеренно), и все это при отсутствии какой либо внятной миграционной политики.
Также нужно учесть экономические реалии. Например, многие украинские специалисты уезжают за рубеж, а оставшимся спецам бизнес не спешит повышать зарплат. Кем заполнить пустующие вакансии? Ответ – мигрантами. И не факт, что иностранцы будут ехать за зарплатой. Скорее, за возможностями, которые предоставляет Украина, ну и близость границы с ЕС – заманчивый вариант.
В заключение отметим, что сосуществование в одном государстве разных народов, отличных между собой по культуре и религии, не означает возникновение конфликтов, чему есть множество примеров. И главным связующим звеном должен стать прицел на развитие государства, с новыми принципами, которые бы находили отзвук у всего населения страны. Но это уже вопрос перехода к новой формации. Пока что изменений в данном вопросе не происходит, хотя потребность растет с каждым днем.