Тень Победы: во что мы превратили 9 мая?
Сначала это была трагедия войны, затем праздник победы, а после его преваратили в политический фарс. Теперь же в Украине практически перестали отмечать 9 мая, а в России оно стремительно трансформируется в национальный карнавал. Не постигнет ли памятную традицию Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. в дальнейшем такая же судьба, как уже давно забытый героический культ Отечественной войны 1812 года?
Два праздника
Сегодня уже, конечно, мало кто знает, что самый первый День Победы в нашей стране отмечался не 9 мая, а… 25 декабря. Правда, было это очень давно, да и страна была раз в двадцать больше и называлась Российская империя (РИ). Конечно, сторонники теории «четырехсотлетней российской оккупации» наверняка этому возразят. Однако тогда придется признать, что украинцы (малороссы) в РИ были особым сословием порабощенных дураков, и отказаться от своего огромного вклада в её создании. Как раз на радость Путину, проталкивающему идеи о том, что «Россия и без Украины бы справилась» и «украинцы не имеют отношения к Крыму».
В рождественский день 25 декабря 1812 года (7 января 1813-го по новому стилю) последние части разбитой французской армии пересекли западную границу. Начиная с 1814-го, император Александр I высочайше повелел отмечать в этот день «избавление от галлов и двунадесяти языков». Поэтому в течение следующих ста лет вместе с Рождеством в РИ праздновали и разгром Наполеона (последний раз в 1916-м). И обратившись к этой главе нашей истории, мы можем лишь поразиться тому, как много у неё всего общего с праздником победы 9 мая. Такое впечатление, будто второй праздник просто списали с первого!
Например, после праздничных утренних служб в церквях, утром 25 декабря во всех военных частях проводились торжественные военные смотры, кое-где солдаты строились на городских площадях. Фактически это были военные парады, как и на 9 мая.
Слово «ветеран» вошло у нас в широкий обиход именно по отношению к участникам Отечественной войны 1812-го года (бывших солдат и офицеров тогда называли инвалидами). Начиная с 60-х годов XIX века, когда все еще живые ветераны ушли в отставку, их начали приглашать на военные смотры и торжественные встречи с властью и общественностью, одаривать подарками и персональными пенсиями. Эта ветеранская традиция так прочно вошла в жизнь страны, что к столетнему юбилею победы в 1912 году императорская семья велела разыскать и доставить в столицу уцелевших «участников Бородина». Услужливые чиновники собрали аж 25 старцев, однако затем выяснилось, что настоящих ветеранов среди них оказалось только четверо. Остальные были «ряженными», приписавшими себе годы и участие в войне ради получения помощи и подарков.
Чествование ветеранов Бородинской битвы в 1912 году
Заметно, что некоторые из «ветеранов» еще даже не родились во времена Бородино
Однако о ветеранах в Российской империи тоже вспоминали только накануне Дня Победы, поэтому те их них, кто не сумел выправить себе ветеранскую пенсию, часто жили в ужасающей нужде (у бывших солдат-рекрутов нередко не было своей семьи). В 1912 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» вышла статья под названием «Ветераны Отечественной войны в нищете», которая в целом являлась актуальной и сто лет спустя.
Первые годы это был день памяти о славных днях (но не день скорби), и только к двадцатилетию Отечественной войны он превращен в День Победы, ставший помпезным государственным культом. В СССР 9 мая стало одним из главных государственных праздников тоже на 20-летие победы в ВОВ, в 1965-м.
В 1912 году торжества по случаю столетнего Победы перенесли с декабря на 26 августа (годовщину Бородинского сражения). В 2020-м году Путин перенес торжества по случаю 75-летию Дня Победы с традиционного 9 мая на 24 июня (годовщину Парада Победы 1945 года).
Бросается в глаза и еще одна аналогия. В 1914-м году Николай II, втянувший РИ в мировую войну ради «союзнического долга», попытался придать ей хоть какой-то смысл – и для этого обратился к традиции тогдашнего Дня Победы. Войну назвали новой Отечественной, призвали народ бороться с «нашествием тевтонов» (хотя вообще-то это Россия атаковала Германию первой), по всей стране вспоминали великих полководцев 1812 года и грозились «повторить». Правда, очень скоро этот патриотический угар выветрился.
Спустя сто лет, в 2014-м, Путин и украинские сепаратисты обратились к тематике и символике Великой Отечественной, чтобы захватить Крым и начать на Донбассе войну против «украинских неонацистов». И за эти идея они продолжают держаться вот уже семь лет – возможно потому, что им старательно подыгрывают украинские национал-радикалы.
Государство и Отечество
Война 1812 года была, бесспорно, очень грандиозной даже по меркам того времени. И всё же она стала первой войной в истории страны, превращенной в государственный общенациональный культ. Потому что, скажем, тема Полтавской битвы, очень популярная в XVIII веке, охватывала только дворянство и армию. А первая Отечественная война потому так и была названа (уже годы спустя), что её специально раздули до масштабов всенародной борьбы. И вместе с полководцами чествовали также партизан и «народных героев».
Началось всё это уже при Николае Павловиче, который после восстания декабристов понял, что государству срочно нужна новая идеология, которая бы распространялась не только на дворянство, но объединяла бы под скипетром монархии все сословия, весь народ. Ею стала т.н. доктрина русской народности (православие, самодержавие, народность), сформулированная Сергеем Уваровом аккурат к 20-летию Отечественной войны. Культ этой войны стал её краеугольным камнем, но он не единственным. Тогда же была героизирована (и подредактирована) история последних двух лет Смутного времени, и в пантеон «народных героев» включили «ополчение» Минина и Пожарского (хотя вообще-то это были наемники, нанятые на английские деньги), и Ивана Сусанина.
Проблема в том, что к началу XX века русская монархия стремительно деградировала и теряла свой авторитет, а вместе с ней дискредитировались и православие (резко росло число противников церкви), и доктрина народности. Всё это не могло не отразиться на отношении масс к официальному культу Отечественной войны, герои которого воспринимались уже как персонажи романов и лубочных картинок. А после революционных событий 1917-20 г.г. о них напоминал только роман Толстого «Война и мир». Только с середины XX века первая Отечественная война вернулась в учебники, в литературу, вышла на большой экран – и всё же у многих она ассоциировалась только с поручиком Ржевским.
Культ Великой Отечественной войны был создан в первые годы правления Брежнева. По мнению историков, государство тогда тоже испытывало идеологический кризис, поскольку вместе с Хрущевым в отставку ушел и его главный лозунг построения коммунизма за двадцать лет. Утратив привлекательную цель в будущем, советские идеологи предложили народу гордиться героическим прошлым, которое бы объединяло народ. Кроме того, имидж страны-победителя в действительно очень тяжелой войне придавал уверенность в том, что хотя бы в военном отношении мы не слабее Америки! А это было очень важно для страны, постоянно находящейся в состоянии «холодной войны» и балансирующей на грани ядерной.
К чести Леонида Ильича, он учел ошибки всех своих «попередников», и не стал привязывать День Победы ни к КПСС, ни к власти вообще. Напротив, везде и всячески подчеркивалось, что это победа народа – а уже потом государства, и в третью очередь партии. Именно это позволило Дню Победы благополучно пережить развал СССР и остаться государственным праздником почти всех постсоветских государств – кроме Прибалтики и Туркменистана. Однако затем они постепенно перессорились относительно того, какому же именно народу принадлежит эта победа…
Кому 9-е мая не праздник?
Так уж получилось, что национал-патриоты Украины, Беларуси и прибалтийских республик уходят своими корнями к тем политическим силам, которые в 1941-45 г.г. воевали либо на стороне Германии, либо, как минимум, сидели в лесу и постреливали в спины советских солдат – считая их оккупантами. Поэтому для них 9-е мая однозначно не праздник, да и отмечать его они предпочти 8-го мая, чтобы «как в Европе». Первыми тут отличились политики Эстонии и Латвии, дав старт ползучей «депобедизации» еще в 90-х. Сначала перенесли дату и изменили саму суть (с победы на скорбь), затем «перенесли» основные мемориалы, потом запретили «коммунистическую символику», включая Знамя Победы и советские награды.
Кстати, попытка разделения на 8 мая (т.н. день скорби) и 9 мая (День Победы) является идиотизмом в самой свой сути. Дело в том, что акт о капитуляции Германии вступал в силу в 23:01 часа 8 мая по центрально-европейскому времени, но по восточноевропейскому и московскому это было уже 9 мая. Поэтому разница в дне празднования (в Европе 8 мая, в СССР 9 мая) была чисто техническая, и лишь в 90-х годах она стала политической.
На сегодня День Победы в его изначальном виде сохранился разве что в Беларуси, где к нему относятся с прежним почтением и стараются не допускать разного рода сомнительных нововведений. Кроме того, Беларусь единственная страна, где были построены масштабные исторические парки типа «Линии Сталина», где устраивают игровые шоу и даже снимают военные фильмы.
В Украине замахнуться на День Победы не решались довольно долго. Даже при Ющенко национал-патриоты лишь тихо возмущались «красными оккупантами» у себя в «криивках», и единственным скандалом были попытки примирения ветеранов ВОВ и УПА. Неожиданный выпад был сделан радикалами во Львове только в 2011-м, уже при Януковиче (не иначе львовяне испытывали его на слабо). Кадры нападения на ветеранов национал-идиотов и каких-то гопников (сообщалось, что этот были «титушки» местных авторитетов Пупса и Вовы Морды) обошли всё СНГ, и особенно часто повторялись на российском ТВ.
Начиная с 2014 года, в Украине сначала в силу обстоятельств запретили т.н. георгиевскую ленточку, а затем постмайданный режим устроил «декоммунизацию», запретив и все остальные символы Дня победы, включая красные звезды – которые начали старательно закрашивать на памятниках сине-желтыми латками. Более того, в 2017-2020 г.г. были переименованы улицы и проспекты, названные в честь советских военачальников. Даже столичный проспект имени освободителя Киева генерала Ватутина, в насмешку, назвали именем лидера его убийц Романа Шухевича – тем самым Киевсовет смачно плюнув в лица всем живыми покойным ветеранам ВОВ. Впрочем, «деды воевавшие» уже давно стали для украинских «патриотов» предметом насмешек и острот.
А с 2015-го, правящие политики и национал-патриоты торжественно отмечают 8 мая День памяти и примирения – ну и, конечно же, старательно избегают упоминания Великой Отечественной, называя её лишь второй мировой. Но хуже всего то, что, что вот уже на протяжении семи лет власть позволяет национал-хулиганам открыто нападать на людей, пытающихся отмечать 9 мая. Подобное происходит только в постмайданной Украине, где закон стал весьма относительным понятием.
Но усилия противников Дня Победы лишь еще сильнее раскалываю и радикализуют украинцев, причем большинство всё равно остаются сторонниками 9 мая. Так, в 2021 году, по сравнению с предыдущим, число украинцев, считающих, что праздновать нужно только День Побед 9 мая, резко возросло до 52,3% (было 32%). Чуть подросли ряды фанатов Дня памяти и примирения 8 мая (с 14% до 16%), а вот количество тех, кто считает необходимым отмечать обе даты, сократилось с 39 до 30%. Так же с 52% до 61% выросло число украинцев, называющих ту войну Великой Отечественной.
Традиции старые и новые
Популярность Дня Победы в Украине держится на двух факторах, против которых бессильны и указы недалекой власти, и кулаки бешеных «активистов». Во-первых, война прошла через каждую украинскую семью, оставив о себе память на несколько поколений. Так что ненавистникам Дня Победа придется приложить немало времени и стараний, чтобы либо стереть эту память, либо исказить её новой трактовкой истории по методу Вятровича.
А во-вторых, в последние годы приверженность к традициям Дня Победы стали одним из методов личного протеста против власти. Что вообще является типичной реакцией социума на всяческие непопулярные «реформы». Например, в своё время так появились русские старообрядцы. Украины в то время поступили еще радикальнее: подняли восстания под антикатолическими и антиуниатскими лозунгами. И дело там было не столько в вере, сколько в культуре и традициях – а ведь к ним относится и культ Великой Отечественной.
День Победы входит в число праздников, ставших частью культуры и жизни украинцев. Это: Новый Год и Рождество, Масленица, 23 февраля и 8 марта, Пасха и 1 мая, и День Победы 9 мая. Изменить традицию весьма сложно, по меньшей мере, быстро – вот почему многие продолжают дарить мужчинам подарки 23 февраля, а не 14 октября, а внедрение Дня матери вместо Международного женского дня забросили еще при Ющенко.
И всё же традиции со временем меняются, а если их не поддерживать, то и забываются. Забытый День Победы в Отечественной войне 1812 года тому пример. И если, допустим, в Украине перестанут официально отмечать 9 мая, снесут все памятники ВОВ, уничтожат всю память – то как долго люди продолжат не то что отмечать, а просто помнить о Дне Победы? А ведь, похоже, к этому нас и ведут!
Но есть и обратная сторона медали, которую мы наблюдаем в России. При Путине там решили вдохнуть в День Победы новую жизнь, приспособить его к современной российской политике, поскольку она, как и во времена Брежнева, зашла в идеологический тупик. После краха в 90-х быстро дискредитировавших себя идей демократии и свободы, россияне предпочли вернуться в прошлое – но единственное, что можно было восстановить из прошлого, это культ Великой Отечественной. Который стал основой новой доктрины российской политики «возвращения к великодержавию», сформулированной в лозунге «помним, гордимся, может повторить».
И всё же путинский День Победы уже далеко не тот, что был прежде, и он продолжается меняться на глазах, обрастая новыми традициями, извращающими саму его суть. Не то, чтобы в худшую сторону, но он стал каким-то слишком театральным, веселым, всё больше напоминающим карнавал.
День Победы в России: конкурсы колясок и клубные вечеринки
Из нововведений российского Дня Победы более-менее серьезной и пристойной можно назвать разве что акцию «Бессмертный полк» (прозванный злопыхателями «дедами на палках»), да и то кто-то уже выходит на неё с портретами царей, святых, киногероев. А вот ранее введенная традиция гвардейской ленточки уже перешла все границы приличия: теперь ими украшают бутылки водки и упаковки пирожных, повязывают на собачек и капоты автомобилей.
Возмутительно? Да, но вполне закономерно, потому что что-то подобное мы уже видели… в США! Где традиция праздновать День Независимости давно превратилась в веселый карнавал ряженых, а трехцветными бантами и полосатыми флагами украшают всё подряд. Так что карнавальные шествия россиян в зеленых пилотках, толкающих коляски-танки с радующими ребятишками, стало современной интерпретацией Дня Победы, как и «победные вечеринки» в ночных клубах. Именно в этом направлении и начал стремительно трансформироваться российский День Победы – причем, по инициативе снизу, без давления властей. Память о страшной войне стала веселой игрой, однако это тоже историческая закономерность. Ведь и 1812 год для нас уже давно это не столько кровавая мясорубка Бородино, сколько бравые гусары с бутылками вина.
Ну, хорошо, можно поязвить над россиянами, превратившими ВОВ в карнавал, однако Украина пошла по намного худшему пути. Помните, еще в самом начале 2014 года, когда национал-идиоты только начали ломать памятники Ленину, их предупреждали: не сносите, да не снесены будете! Потому что тогда была запущена цепная реакция тотального вандализма, и сегодня уже какие-то дебилы ломают не нравящиеся им памятники участникам Майдана. Теперь же политики, в своем усердии очернить, оплевать и забыть Великую Отечественную, фактически сеют семена будущего неуважения к памяти АТО. Может быть, самое время остановится?